Представленные в базе параметры

Нормативные параметры

Для сбора нормативных параметров были составлены листы с визуальными (рисунками: изображениями действий и объектов) и вербальными (словами: глаголами и существительными) стимулами. Опросы распространялись онлайн на платформе virtualexs.ru, каждый лист заполнило 100 неврологически здоровых носителей русского языка. Итоговые значения нормативных параметров (кроме устойчивости номинации) — среднее от ответов все испытуемых.
Нормативные параметры для рисунков
— Устойчивость номинации:
Действия: Назовите одним словом, что делает герой (герои) на рисунке. Объекты: Назовите одним словом, что за объект изображен на рисунке. % Доминантной номинации рассчитывался как процент самой частотной номинации от всех номинаций. H-статистика — мера разнообразия номинаций, рассчитывалась по формуле (Snodgrass & Vanderwart 1980).
— Знакомство с действием/объектом: Действия: Оцените, насколько хорошо Вам знакомо действие, изображенное на рисунке (насколько часто Вы его совершаете / видите или слышите, как его совершают другие / думаете о нём). Используйте шкалу от 1 (плохо знаком) до 5 (хорошо знаком). Объекты: Оцените, насколько хорошо Вам знаком объект, изображенный на рисунке (насколько часто Вы его видите, слышите или думаете о нем). Используйте шкалу от 1 (плохо знаком) до 5 (хорошо знаком).
— Субъективная сложность рисунка: Оцените сложность самого рисунка (не действия/объекта!) по количеству изображенных деталей и линий. Используйте шкалу от 1 (простой рисунок) до 5 (сложный рисунок).
Нормативные параметры для слов
— Возраст усвоения: Укажите, примерно в каком возрасте, как Вы думаете, Вы выучили это слово. Используйте предлагаемую шкалу с возрастными интервалами (от 1 — «1-3 года» до 5 — «после 12 лет»; с шагом три года).
— Представимость: Оцените, насколько легко Вы можете представить себе действие/объект, обозначенное(ый) этим словом. Используйте шкалу от 1 (легко представить) до 5 (сложно представить). *
— Сходство образа с рисунком: Постарайтесь представить себе названное(ый) словом действие/объект.
По нажатию кнопки предъявляется соответствующий рисунок. *Оцените, насколько похож рисунок на то, что Вы себе представили. Используйте шкалу от 1 (совсем не похож) до 5 (очень похож). * **

Другие параметры

— Объективная сложность: размер .jpg-файла с рисунком в Кб.
— Частотность: частотность леммы по (Ляшевская & Шаров, 2009).
— Длина: формы третьего лица глагола (в слогах и фонемах) и инфинитива (в слогах); для именительного падежа существительного (в слогах и фонемах).
Дополнительные параметры для глаголов
— Возвратность: наличие постфикса -ся.
— Инструментальность: необходимость примненения инcтрумента для совершения действия.
— Именная соотнесенность: инструмент однокоренной с глаголом, обозначающим действие (например, «пила» — «пилить»).

**

Время называния действий и объектов

В рамках проекта было проведено исследование по устному называнию объектов и действий по рисунку. Данные о скорости называния могут быть предоставлены по запросу по договоренности с авторами проекта.